Рейтинг@Mail.ru

Отзывы о Золотом кольце

Полезные ресурсы



Муром
Автор: Андрей   

Муром, Золотое кольцо   Совсем маленький по нынешним временам городок Муром имеет более чем тысячелетнюю историю! Впервые упоминается в летописи в 862 году. На протяжении несколь­ких веков это один из самых кру­пных городов восточнее Днепра. В 1066году Киевский князь Владимир подписывает договор, дающий волжским булгарам (так называли тогда местное население) право торго­вли на территории Мурома. Город становится важнейшим русским центром на Оке. Вскоре, в 1088 году Муром подвергается разру­шительному набегу волжско-камских булгар. Однако город выжил и всего через девять лет Муром становится столицей Муромо-Рязанского княжества. Наиболее разрушительным оказалось разорение Мурома татаро-монголами в 1293 году, после которого город приходит в полное запустение, все жители уходят в окрестные села. Город вновь возрожда­ется только к 1350 году, в него возвращаются жители. В XV веке Муром входит в состав Московского государства. Именно муромские ратники приносят победу русскому воин­ству Ивана Грозного при взятии Казани в 1552 году.В ознаменование этих заслуг на средства Грозного в Муроме возводятся многочислен­ные каменные храмы, в том числе Благовещенский монастырь.
   Во второй половине XVIII века Муром пере­страивается по регулярному плану, появляется квартальная застрой­ка, параллельно-перпендикуляр­ная планировка улиц, сохранившаяся до наших дней. Горожане, как и везде в России в это время, строят свои дома по «образцовым» столичным проектам. В 1856 году на Оке открывается пароходство. Начиная с 19 века, развитие города прекращается. Развитие железных дорог и автомобильного транспорта снижает значимость Оки, как водной артерии, дающей основной доход Муром, Монастырь Свято Троицыгороду. В советские времена было построено несколько небольших заводов, но город так и не вернул себе былой славы. Сегодня основными достопримечательностями Мурома являются его монастыри и храмы. Можно спорить входит ли он в Золотое кольцо России, но оспаривать красоту «резных», украшенных изразцами храмов Мурома невозможно!
   «Есть в Русской земле город, назы­ваемый Муромом»... Так начинает­ся житие святых муромских чудо­творцев Петра и Февронии. Муром уникален: здесь сплелись воедино древнее язычество, истовое право­славие и советский атеизм.
   В   Муроме  монастырь  Святой Троицы стоит на Коммунистиче­ской улице. До сих пор существует легенда, что каждую полночь свя­тые муромские князья в золоченой карете, запряженной тройкой белоснежных лошадей, объезжают город, незримо храня его. Жители берут воду из источников, бьющих на месте «скоков» коня Ильи Муромца, и считают, что некото­рые колодцы остались здесь со времен Ноева потопа... «Здесь рус­ский дух, здесь Русью пахнет». Ориентироваться в городе не сложно, в центре преобладает четкая прямоугольная планировка улиц. Город совсем Резьба и изразцы храмов Муроманебольшой, любая улица, ведущая на восток, непременно приведет вас к старой части города, которая расположена на левом, высоком, берегу Оки. Здесь расположены все основные достопримечательности. Удивительно, но этот город всегда кормила Ока, а благоустроенной набережной здесь нет, и никогда не было!
   Прогулку по Мурому лучше всего начинать со старой части города, которая расположена на левом, высоком, берегу Оки. Лучше всего проехать из центра города по Советской или Московской улицам до их пересечения с ул. Ленина и повернуть нале­во, обогнув стоящие на перекрест­ке гостиные ряды XIX в., перед вами откроется панорама двух главных муромских монастырей: Троицкого и Благовещенского. Оба они сейчас действуют, оба располо­жены на месте древних княжеских дворов и кажутся очень похожими друг на друга, поскольку состоят из одинаковых архитектурных эле­ментов: центральный пятиглавый собор, одноглавая церковь над Свя­тыми воротами, шатровая коло­кольня и монументальные стены с башнями. Но история у каждого монастыря своя. Комплекс женского Троицкого монастыря располагается на месте двора муромского князя Юрия Ярославича, который в 1350-е гг. поста­вил рядом со своими палатами дере­вянную церковь Бориса и Глеба. К XVII в. княжеский двор перестал существовать, церковь совершенно Собор Святой Троицы, Муромобветшала, и вместо нее в 1642-1643 гг. был возведен собор св. Троицы, для постройки которого выделил средства богатый муром­ский купец Тарасий Борисов. Собор выстроен в духе свойственного XVII в. «узорочья» и очень наряден: его украшают многочисленные арочки, колонки, окошки необыч­ной формы, цветные изразцы.
   После окончания работ по возведению собора Тарасий Бори­сов получил от патриарха разреше­ние на основание при соборе жен­ского Троицкого монастыря. Когда монастырь был создан, Борисов не оставил его своими заботами. В южной стене монастыря, обращен­ной в сторону городской площади, на его средства была построена надвратная церковь Казанской Божией Матери, а в 1652 г. - коло­кольня. Оба здания завершались шатрами и словно обрамляли глав­ный Троицкий храм. Казанская церковь, как и Троицкий собор, была богато украшена и архитек­турными деталями, и рядами израз­цов, и широкой белокаменной лестницей, а колокольня долгое время оставалась самым высоким зданием Мурома и служила основ­ным ориентиром при подъезде к городу и по реке и по суше.
   В Троицком монастыре можно встретить множество паломников, поскольку в нем хранятся мощи святых чудотворцев Петра и Февронии, покровителей любви и брака (к святой целительнице Февронии с древних пор обращаются также за помощью при тяжелых болезнях, особенно связанных с бесплодием).
   Повесть о Петре и Февронии Муромских» одно из самых поэтических произведений русской словес­ности XVI в. В житии, созданном в 1540-е гг. Ермолаем-Еразмом, расска­зывается о подвиге правившего в XIII в. муромского князя Петра. При помощи чудесного Агрикова меча он сразил страшного «блудного Змия» князя-оборотня, но от ядовитых капель вражеской крови тяжело заболел. Выле­чила его мудрая дева Феврония из рязанской деревни Ласково. Князь обвенчался с ней, но бояре, не желая видеть на муромском престоле княгиню-крестьянку, изгнали ее. Следом за супругой ушел и князь Петр. После этого на город обрушил­ся гнев Божий, начались бунты, и народ потребовал от бояр Два Муромских монастырявернуть правителей. Вновь заняв престол, Петр и Феврония правили долго, построили несколько церквей, помогли многим нуждающим­ся, а в конце жизни постри­глись в Спасский монастырь. Перед смертью они завещали положить себя в один камен­ный гроб. Они умерли вместе, в один миг, их гроб поставили в главной церкви Мурома, собо­ре Рождества Богородицы, «и бысть благоухание и сфиям поиде по всему граду. И нача-ша в той час слепыя прозира-ти, храмыя хождати, немыя глаголати, глухия слышати, больные от недугов многих вси исцелены быша».
Благовещенский монастырь   На территории Троицкого монастыря сейчас находится дере­вянная церковь Сергия Радонеж­ского (1715), привезенная из одной из окрестных деревень.
   Напротив Троицкого монастыря расположен мужской Благове­щенский монастырь, на месте которого стоял княжеский двор князя Константина, - с его именем связана христианизация муром­ской земли. Сам Константин, его жена Ирина и двое его сыновей погребены здесь, у стен храма Бла­говещения Богородицы. Княжеская семья была причислена к лику святых в 1547 г., а через 5 лет Муром посетил Иван Грозный, который, отправляясь в казанский поход, молил чудотворцев о дарова­нии ему победы и дал обет открыть рядом с церковью монастырь, если Казань будет взята. После возвра­щения из похода, в ознаменование победы и во исполнение обета, царь приказал учредить монастырь на месте погребения святого князя, и при строительстве каменного Убранство Благовещенского храмаБлаговещенского храма были обрете­ны гробницы с мощами князей. Они стали главной монастырской свя­тыней и с 1991 г. вновь находятся в соборе (в советское время мощи хранились в музее, но и туда верую­щие ходили молиться святым). Над гробницами чудотворцев располо­жена икона XVII в., где Константин как глава княжеской семьи предста­влен с державой и крестом, Михаил, убитый язычниками-муромцами, с пальмовой ветвью и мечом, Федор - соправитель отца со скипетром. Достоин также вни­мания резной барочный иконостас (1797).
   С самого начала своего суще­ствования монастырь пользовался высочайшими милостями: Иван Грозный прислал всю необходимую утварь, выделил средства из цар­ской казны, дал земельные владе­ния. В XVII в. собор сильно постра­дал от польско-литовских отрядов и был существенно перестроен: изме­нилась форма его глав, появилось крыльцо, а рядом  колокольня. На крыльцо стоит обратить особое внимание, поскольку оно довольно необычно по сравнению с большин­ством памятников того времени: украшено тремя шатрами, причем на верху центрального стоит бело­каменная резная ваза.
    Есть легенда, что из собора есть подземный ход к чудотворному источнику Константина, который находится на дне Успенского овра­га, напротив юго-восточной башни монастыря.
   Напротив Троицкого монастыря, на другой стороне Первомайской улицы (д. 4), стоит внушительный каменный дом - дворец по муром­ским меркам, последним владель­цем которого был крупный хлебо­торговец К. А. Зворыкин. В этом доме жило несколько поколений Зворыкиных, в том числе «отец В Благовещенском храме, Муромтелевидения» В. К. Зворыкин и его многочисленные родственники - математики и изобретатели. В 1919 г. здесь был открыт «Музей местного края», который до сих пор является одним из самых богатых и интересных провинциальных музе­ев России - из-за уникальности его коллекций часто называют «маленьким Эрмитажем». В кар­тинной галерее музея представлены произведения и западноевропей­ских художников (Бронзино, Д.-Б. Тьеполо, X. Рибера, школа Рубен­са), и Резной иконостасрусских мастеров (В. Поле­нов, И. Шишкин, В. Суриков, А. Саврасов, К. Коровин и др.). Уникально и собрание икон. Только здесь можно увидеть очень своеобразные «панорамные» иконы, написанные известным местным художником А.И. Казанцевым. Казанцев очень много работал в муромских цер­квях, создавая для их интерьеров громадные, вытянутые по горизон­тали иконы, заменявшие фрески. Обычно они писались на сложные аллегорические сюжеты, были многофигурными и многоцветны­ми.
   Чуть дальше, за оврагом, видне­ются два храма возрождающегося Воскресенского женского мона­стыря - пятиглавая Воскресенская церковь и одноглавая Введенская с шатровой колокольней. Обе церкви и стоявшая рядом с ними несохра­нившаяся Георгиевская, возводи­лись на средства купца Черкасова в 1655-1659 гг. Гораздо более сдер­жанные и простые, чем постройки Троицкого и Благовещенского монастырей, эти церкви, служив­шие своеобразной «визитной кар­точкой» города со стороны реки, создавали впечатление о Муроме как о благочестивом месте, полном святынь. По легенде, Воскресен­ский монастырь стоит на месте княжеского двора Петра и Февронии.

На самом берегу Оки возвыша­ется Николо-Набережная цер­ковь. Она находится почти в самом центре древнего города, у бывших ворот деревянного кремля, который когда-то располагался на месте нынешнего Окского сада. В наше время невозможно точно рекон­струировать, как выглядело это оборонительное сооружение - в конце XVIII в. по приказу Екатери­ны II были разобраны полностью обветшавшие постройки кремля. Известно лишь, что он был надежно укреплен, а со стороны города существовал ров (сейчас он засы­пан). В центре кремля стоял собор Рождества Богородицы, вероятно, появившийся еще в середине XII столетия, разрушенный позже тата­ро-монголами и восстановленный Иваном Грозным. Однако до нашего времени главный муромский храм - собор Рождества Пресвятой Бого­родицы - не сохранился, он был уничтожен уже Дом музей Зворыкина, Муромв советское время. Недалеко от того места, где он стоял, в 1700-1717 гг. была постро­ена церковь св. Николая. К этому времени вокруг кремля возникла Мережная слобода, в которой про­живали рыболовы, поставлявшие рыбу к царскому двору. Поэтому церковь часть называют «Никола в Мережах». В конце XVIII в. в Никольской церкви поставили резной позоло­ченный иконостас, в котором, наря­ду с традиционными иконами были представлены и изображения две­надцати сивилл.
   Южнее Николо-Набережной церкви хорошо виден памятник Илье Муромцу. Пройти к его подножию можно по тропинке, через овраг или по ул. Первомайской. Древ­нерусский богатырь Илья Муромец, по имени которого назван город, причислен право­славной церковью к лику святых угодников. Родился он в кре­стьянской семье в селе Карачаро­во, которое ныне вошло в город­скую Собрание муромских икончерту Мурома. Считается, что его изба стояла на месте дома №279 по Приокской улице. От рождения Илья был немощен и до 30 лет не мог ходить. Но однаж­ды пришли в дом «калики перехо­жие» - нищенствующие богаты­ри. Они дали Илье волшебного питья, которое сделало его могучим, а его коню передало силу богатырскую. До сих пор в Муроме почитаются следы, оста­вленные конем Ильи Муромца: когда он делал «скоки» (длиной в несколько километров), там, где он отскакивал от земли, начинала бить вода. По всему Мурому и его окрестностям на месте 13 «скоков» Ильи рассеяны святые источники. На месте одного из них, в Илья МуромецКарачарово, в XVII в. была поставлена деревянная часовня Ильи Пророка. Несколько лет назад там появился памятник богатырю.
   Еще южнее по берегу Оки расположен самый старый из дошедших до нас памят­ников муромской архитектуры - Козьмодемьянская церквь. Маленькая и невзрачная Козьмодемьянская церковь - чрезвычайно интересный памятник архитек­туры. Она была построена после победоносного завершения казан­ского похода Ивана Грозного. В это же время появились новые храмы в Коломне, Рязани, Москве — тех городах, что лежали на окских берегах, по которой царские войска двигались к Казани. Все эти храмы были памятниками важнейшей военной победы, и все они заверша­лись не традиционным куполом, а шатром. Прообразом каменных шатровых храмов стали, во-пер­вых, народные деревянные по­стройки, как религиозные, так и светские (например, башенки над сенями и крыльцами), а во-вто­рых - крепостные сооружения. Высокий шатер напоминал могу­чую башню или дозорную вышку и ассоциировался с военными по­бедами.
   Шатром завершался главный памятник казанской победе - цен­тральная часть московского храма Муромские пейзажиПокрова на рву (более известного как храм Василия Блаженного). Вполне вероятно, что его строитель Посник Яковлев работал и над возведением Козьмодемьянской церкви. По преданию, церковь Козьмы и Дамиана была построена на том месте, где в июле 1552 г. стояла палатка Ивана Грозного, который наблюдал отсюда за переправой русских войск по Оке. Цер­ковь была шатровой и завершалась небольшой главкой. Однако весной 1868 г. случилась катастрофа: шатер обвалился; остался только основной четырехугольный объем храма. В таком полуразрушенном виде храм сохранился до наших дней.
   После падения шатра сохранив­шиеся иконы и церковную утварь перенесли из Козьмодемьяского храма в расположенную неподалеку церковь Смоленской иконы Божьей Матери (построенную еще в 1804 г.), после чего она полу­чила в народе название Новой Козь­модемьянской. Сейчас там располо­жен выставочный зал.
   Далее по берегу Оки видны купола Спасского мужского мона­стыря, который раньше звали «Спасским, что на Бору». Это не только самый древний монастырь Мурома, но и, вероятно, один из старейших оплотов христианства в языческих приокских землях. Он был известен уже в XI в.: летопись рассказывает, что в 1096 г. здесь похоронили сына Владимира Мономаха Изяслава, убитого во время осады монастыря. По преда­нию, обитель стоит на месте двора первого муромского князя Глеба, которого язычники-муромцы не пустили жить в город. Рядом со своими палатами Глеб поставил деревянную церковь Всемилости­вого Спаса, а потому и возникший позже на территории княжеского двора монастырь (время основа­ния его достоверно неизвестно) стали называть Спасским.
   Спасский монастырь очень почитал Иван Грозный, по указу которого в 1553 г. был возведен главный каменный храм в честь Преображения Господня. К сожа­лению, до нас собор дошел с боль­шими изменениями: в 1839 г. появились пристройки с западной стороны, шлемовидные купола заменили луковичными и т.д.

  

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить