Рейтинг@Mail.ru

Отзывы о Золотом кольце

Полезные ресурсы



Суздаль
Автор: Administrator   

Суздаль – совсем небольшой, провинциальный русский городок, с населением всего в 11 тысяч человек, расположен всего в  220 км от Москвы и в 37 км от Владимира. Это, пожалуй, самая заметная жемчужина в ожерелье городов Золотого кольца. Суздаль – настоящий заповедник старой допетровской Руси. Кажется, что время здесь остановилось, на улицах и сейчас можно увидеть монахов, торговцев, крестьян – конечно с поправкой на современный колорит. Горожане стремятся всячески поддерживать это «заповедное» ощущение. Время, на улицах города, течет неспешно и несуетливо, горожане доброжелательны и приветливы. В Суздале сосредоточено наибольшее количество самых старинных церквей и монастырей, сохранившихся до наших дней в городах Золотого кольца. В городе множество небольших гостиниц на любой вкус и кошелек, одна из самых дешевых удачно расположена в Ризоположенском монастыре (автостоянка бесплатно!). Самый оригинальный местный сувенир – медовуха. Ее предлагают на каждом углу, но лучше всего посетить дегустационный зал, расположенный с тыльной стороны гостиного двора, где можно продегустировать множество сортов медовухи и выбрать наиболее понравившиеся. Большинство музеев города, закрыты на выходной день по вторникам и в последнюю пятницу каждого месяца. Очень удобно, что разрешение на фотосъемку, приобретенное один раз, в любом музее, действует весь день по всему городу.
Немного истории. Основой, на которой возник город Суздаль, стали несколько древних сельских поселений, Суздальский кремльдовольно густо осевших по берегам впадавшей в Нерль речки Каменки. Земледельцы, ушедшие сюда из Смоленщины и Новгородского края в по­исках свободной земли и свободной жизни, недолго пользовались этими благами. Они сами и их земли и здесь быстро попадали в руки вышедших из их собственной среды «лучших лю­дей», а наезжавшие с киевского юга княжеские данщики при их помощи отбирали накоплен­ное смердами добро. Уже в 1024 г. «по всей той земле» поднимается возглавляемое волхвами крестьянское восстание. Размах «мятежа» был таков, что для его подавления сюда прибыл сам князь Ярослав Мудрый со своей дружиной. В  летописи об этом событии мы и встречаем впервые имя Суздаля. Это еще не город, летописец употребляет это имя в женском роде (восстание произошло «в Суздали»), подразумевая не город, а район. С включением Ростово-Суздальской земли в 1054 г. в состав владений князя Всеволода Ярославича здесь умножается пришлое с юга боярство, захватывающее крестьянские земли и за­кабаляющее недавно свободных смердов. В «опольи» появляются села княжеских дружинни­ков, а следом за ними идет и духовная власть - Церковь. В эту пору начинается христианизация края. В Ростове возникает епископия, но новый, еще более мощный взрыв народных восстаний начала семидесятых годов XI в. потрясает Поволжье вплоть до далекого северного Белоозерья, а в Ростове восставшие убивают первого епископа Леонтия. Вскоре за этими событиями поднимается кровавая волна первой на северо-востоке фео­дальной войны конца XI в. за обладание богатым краем, переданным Владимиру Мономаху. В Суздале в это время уже есть княжеский двор. Прорвавшийся к Суздалю, со стороны тогда не укрепленной Клязьмы, князь Олег сжег «город» (то есть какие-то деревянные укрепления). Эти события ускорили превращение поселков на Каменке в город-крепость. Она была построена в крутой петле реки, где население было гуще. Глубокий ров перерезал перешеек, превратив речную излучину в остров, края которого прикрыли земляные валы с рублеными стенами на их гребне.
Точная дата постройки крепости неизвестна, но, видимо, это произошло на рубеже XII сто­летия, так как в это время Владимир Мономах построил на северо-востоке первое каменное здание - большой кирпичный собор Успения и княжеский двор при нем. Видимо, Суздаль и был столицей земли в княжение сына Мономаха - Юрия Долгорукого. Сюда шли послы и купцы, сюда стремились прорваться вражеские рати. В 1107 г. под стенами Суздальской кре­пости были разбиты булгарские полки.
За свою многовековую историю Суздаль сумел накопить в своих пределах подлинные со­кровища. Прежде всего - это архитектурные комплексы. Этот городок, находящий­ся под эгидой ЮНЕСКО, обладает уникальными высокохудожественными архитектурными ансамблями - Покровского и Спасо-Евфимиева монастырей, Суздальского Кремля, ком­плекса в Кидекше. Но, помимо этих шедевров древнерусского зодчества, в формировании ар­хитектурной среды большую роль играют десятки церквей, живописно разбросанных по все­му городу. Именно они, в совокупности с монастырями, составляют музей под открытым не­бом, любоваться которым можно в любое время года. В Суздале около 50 соборов и церквей. Большей концентрации памятников архитектуры на такой малой площади (около 200 на 12 км²) нет больше нигде!
Прогулку по Суздалю лучше всего начинать с древнейшей части горо­да - Кремля XI века. Сейчас здесь рас­полагаются экспозиции Историко- архитектурного музея-заповедника. Кремлевская улица, ведущая с главной торговой площади города, от гостиного двора в Кремль, пересекает хорошо сох­ранившиеся укрепления: восточ­ный ров и вал, который в XVII в. был срезан и превращен в бульвар. В проеме дороги при строитель­стве крепости была поставлена главная проездная башня - Ильин­ская, к которой вплотную примы­кали деревянные стены на гребне вала. Сразу же за остатками вала видна небольшая Успенская цер­ковь, которая возвышается на месте бывшего княжеского двора. Это один из поздних кремлевских памятников. Храм был возведен в 1650 г. и перестроен в 1720 г. Центром всего Мельница в музее деревянного зодчествакремлевского ансамбля является собор Рожде­ства Богородицы, история кото­рого началась еще в первые годы XII в. На месте нынешнего Рожде­ственского собора Владимир Мо­номах поставил каменную цер­ковь, освятив ее в честь особо почитаемого на Руси праздника Успения Богородицы. В ансамбль Суздальского кремля входят так же Успенская и Рождественская церкви, деревянная церковь Святого Николы, Архирейские палаты с колокольней.
Из Кремля, перейдя по живописному деревянному мостику через речку Каменку, можно попасть в музей деревянного зодчества. В этом необычном музее вос­создана типичная планировка села. Главная улица, ориентированная на церковь, деревянные избы, хозяй­ственные постройки, вынесенные за околицу. В центре «села» стоят две церкви - Преображенская (1756, из с. Козлятьево) и Воскре­сенская (1776, из с. Потакино). От них отходит улица с усадьбами и с дворовыми постройками XVIII-XIX вв. В некоторых домах воссоз­даны старинные крестьянские интерьеры (в зимний период не доступны). Кроме жилых зданий, в музее представлены и хозяйствен­ные сооружения: две ветряные мельницы, амбар, колодец, овины для сушки снопов.
В северной части города, на выезде из него, раскинулись высокие стены основанного в 1352 г. мужского Спасо-Евфимиева монастыря. За его стенами с двенадцатью башнями находится Спасо-Преображенский собор (1594) с прекрасно сохранившейся росписью (1689) кисти выдающихся живописцев Гурия Никитина и Силы Савина, монастырская звонница с тремя арочными пролетами (XVI-XVII вв.), Благовещенская надвратная церковь (XVI-XVII вв.), дом архимандрита - настоятеля монастыря - с Успенской шатровой церковью (XVI в.), Никольская цер­ковь с корпусом больничных поко­ев (1669) и, наконец, длинный дву­хэтажный келейный корпус (XVII - XIX вв.).
Все здания отреставрированы и отданы под экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповед­ника. На монастырской звоннице заново подобраны все колокола, и несколько раз в день посетители имеют возможность слушать их за­вораживающий перезвон.
Напротив Спасо-Евфимиева мо­настыря расположилась древняя слободка Скучилиха. Взгляду от­крывается вид на Смоленскую цер­ковь (1698-1707), а с крутого берега Каменки - на Покровский женский монастырь, заложенный в 1364 г. В одном из домов Музея деревянного зодчестваНынешний вид ансамбля сложил­ся уже в XVI—XVII веках. В монастыре сохранился величе­ственно-монументальный Покровский собор (1510-1518), колокольня (XVI—XVII в.), Зачатьевская трапезная церковь (1551) и удивительный памятник суздальской архитектуры - Святые ворота, виртуозно декорированные нишами и поребриками. Над ворота­ми поставлена маленькая трехглавая Благовещенская церковь. Эта обитель приобрела широкую известность как место пожизненной ссылки женщин из аристократических родов, ставших жертвами династической борьбы, семейных неурядиц и суровых обычаев своего времени. «Узницами» монастыря были: Соломония Сабурова (жена Василия III), Евдокия Сабурова и Прасковья Соловая (невестки Ивана Грозного), Евдокия Лопухина (жена Петра I) и др. В 1922 г. монастырь был закрыт, а спустя 70 лет вновь стал дей­ствующим.
Почти в центре города, на самой возвышенной его части, находится древний Ризоположенский монастырь, известный духовными подвигами монахини Евфросинии. Монастырь основан в начале XIII в., от первых трех веков его существования никаких построек не сохранилось. Сейчас он примечателен двумя строениями: трехглавым собором XVI века и двух шатровыми Святыми воротами. Возведенные в 1688 г., ворота являются творением трех суздальских масте­ров: Мамина, Шмакова и Грязнова. Главный элемент декора ворот - ширинки с цветными изразцами. На гранях шатров деко­ративные оконца. В обманчивой простоте ворот столько вкуса и гармонии, что эта постройка по праву считается одной из лучших в городе.
Близ Ризоположенского монастыря, на высоком берегу Каменки, расположен Александров­ский монастырь, очень древний, основанный, по преданию, Александром Невским в 1240 г. Древние памятники не дошли до нас. Все сохранившиеся постройки относятся к XVII столе­тию. Суздальский митрополит Иларион дал разрешение на возведение храма в стенах древне­го монастыря. На средства царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной был возведен храм Вознесения (1695), украшенный перспективным порталом, наличниками окон и поясом ко­кошников по карнизу. В 1764 г. монастырь был закрыт, а церковь стала приходской. Построен­ная тогда же колокольня - единственная в Суздале, восьмигранный столп которой не имеет декора. От монастырской ограды сохранились только Святые ворота с двухъярусной башенкой над ними.
Со всех концов Суздаля и даже за много километров от него видна 72-метровая монастыр­ская Преподобенская колокольня (1813 - 1819), возведенная в честь победы над французами в Отечественной войне 1812 г. Между Антипьевской церковью и Торговыми рядами расположилась Кресто-Никольская церковь, построенная в 1765 г.
Неподалеку от Ризоположенского монастыря находятся две очень кра­сивые церкви: Лазаревская (1667) и Антипьевская (1745). Последняя примечательна необычным заверше­нием колокольни, вогнутым шатром.
Царе-Константиновская церковь (1707) находится через дорогу от Гостиного двора, рядом с тенистым городским сквером. Она уникаль­на в своем роде. Большие поверх­ности стен украшены легким рез­ным карнизом, рядами поребриков и изысканным арочным декором. Большие открытые окна обрамлены белокаменными полу колонками. Таким образом, массивный на первый взгляд объем храма вовсе не выглядит тяжеловесным или пе­регруженным. Ощущение легкости подчеркивают пять изящных купо­лов на тонких ажурных барабанах. В начале XIX века с западной стороны церкви был пристроен круглый нартекс оригинальной формы, органично вписавшийся в архитектуру храма. Контраст в декоре храмов и колоколен стал характерной чертой посадской архитектуры Суздаля. Этим приемом, выявляющим своеобразие и красоту строений, местные зодчие вла­дели в совершенстве.
Перед Торговыми рядами стоит Воскресенская церковь (1720). Ее стены лишены каких бы то ни было украшений, отсутствуют даже наличники окон. Тем богаче и значительнее кажутся карниз из небольших кокошников и крыльцо у южного фасада. Рядом возвышается стройная колокольня, декорированная рядами ниш со вставленными в них цветными изразцами.
Рядом с торговой площадью, у кремлевского вала, стоит Входо-Иерусалимская церковь (1707). Формы ее просты: несколько приниженный четверик с большой апсидой. Фасады на уровне карниза украшены поясом арочек на консолях - отзвук древней владимиро-суздальской архитектуры. Входо-Иерусалимская церковь строилась как летний, не отапливаемый храм. Сейчас в ней размещена выставка лоскутного шитья.
Успенская церковь - небольшое живописное здание, стоящее в промежутке от главной Торговой площади до Кремля, у подножия высокого крепостного вала. Из наружного декора можно отметить нарядные обрамления окон на более низкой части церкви, принадлежащей ко второй половине XVII в.; верхняя восьмигранная часть относится к началу XVIII в.
Церковь Иоанна Предтечи (1720) была выстроена у котловины старого крепостного рва, на его переднем укрепленном краю. Наиболее примечательна своей архитектурой колоколь­ня, выстроенная прямо над западным входом. Прочные колонны не только поддерживают ог­ромную колокольню, но и служат в качестве элементов портала крыльца.
Красивый вид открывается на древний Суздаль, если подняться в гору от центральной ули­цы к Никольской церкви. С крепостного вала великолепный панорамный вид на Кремлев­ский комплекс и Борисоглебскую церковь, мерцающую вдали.
На восточной окраине Суздаля находится Васильевский монастырь, известный с XIII в. и действующий ныне. За монастырской оградой видны главные здания - Васильевский собор и Сретенская церковь (датируются XVII в.). Архитектурная особенность собора - не четыре, а два внутренних несущих столба. Сретенская церковь представляет интерес как памятник с редким в строительной практике Суздаля восьмискатным покрытием.
Нужно отметить, что совершая поездку на машине в Суздаль лучше  запланировать на знакомство с достопримечательностями города не менее двух дней. За один день просто невозможно посетить даже половину музеев и храмов Суздали!

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить