Рейтинг@Mail.ru

Отзывы о Золотом кольце

Полезные ресурсы



Суздаль, Спасо-Евфимиев монастырь
Автор: Сергей   

   На высоком левом берегу Каменки, находится один  из самых больших и мощных суздальских монастырей - Спасо-Евфимиев Кирпично-красные стены и мощные башни монастыря видны издалека. Мужскую обитель во имя святого Спаса в 1352 г. зало­жил суздальско-нижегородский князь Константин Васильевич. Монастырь стал северным форпо­стом города и одним из богатейших собственников в округе. Ему принадлежали многочисленные земли в суздальском ополье. Кроме того, открытые в 1507 г. мощи основателя и первого настоятеля монастыря Евфимия привлекали в обитель множество паломников. К концу XVII в. Спасо-Евфимиев монастырь вхо­дил в число пяти крупнейших монастырей России, здесь велось активное каменное строительство.
   Как и другие суздальские мона­стыри, Спасо-Евфимиев служил боевым укреплением. Об этом напоминают многочисленные бой­ницы на его стенах. Сами стены строились по всем законам форти­фикационного искусства: со сто­роны реки, там, где врагу подсту­пить трудно, стены невысоки, а башни приземисты. А вот с южной стороны, где нет естественных препятствий, стены и башни значительно выше. Монастырь представляет собой отдельный город-крепость. Неслу­чайно в XVII в. он стал оплотом польско-литовских войск, захва­тивших Суздаль.
   Самым мощным сооружением русских крепостей была проездная башня с главными воротами, поскольку именно сюда напра­влялся первый удар врага. Такова и башня на Святых воротах (высо­той около 22 м). Нижний ярус прост и суров (его украшают только два киота для икон и бой­ницы), а верхний, напротив, пора­жает своим нарядным убранством: за поясом продолговатых ширинок следует ряд бойниц с узорчатыми килевидными наличниками, над ним - широкий карниз с изразца­ми, выше - бойницы навесного боя (машикули) и венчающий башню аркатурно-колончатый пояс с остриями кокошников.
   Угловые башни подчеркивают главенство центральной, проез­дной - они украшены несравненно проще. Но на каждом фасаде башни убраны по-своему. Так, например, башни восточного фасада, выходящего на Ярослав­скую дорогу, богаче башен запад­ной стороны, а северные, обра­щенные в сторону городских окрестностей, наиболее просты. Такое разнообразие формы и обработки башен - прямоуголь­ных, многогранных, круглых -придает монастырю особую живо­писность. И неслучайно многие путешественники издалека прини­мали Спасо-Евфимиев монастырь за кремль, считали его центром города - настолько затмевал он своей красотой и мощью настоящий, древний кремль с Рождественским собором.
   Пройдя в ворота главной башни, посетитель неожиданно оказывается перед новыми ворота­ми. Сейчас они кажутся нефунк­циональными, стен рядом с ними нет, но раньше вплотную к этим воротам подходили деревянные стены, ограждавшие внутренний двор монастыря. Спасо-Евфимиев монастырь так же, как и Покров­ский, имел два оборонительных пояса.
   Над внутренними воротами ус­троена Благовещенская церковь (1628). Первоначально верх цер­кви состоял из двух шатров, кото­рые позднее заменили на лукович­ные купола.
   За аркой ворот - древнейшие монастырские постройки: в цен­тре высится Спасо-Преображенский собор, справа - большая звонница, за ней - братский келейный корпус, слева - Успен­ская трапезная церковь и архи­мандритский корпус. Колокола Спасо-Евфимиева монастыря бы­ли самыми звонкими в Суздале. Но в 1930-х гг. все они отправи­лись на переплавку «на нужды государства». В 1980-е гг. Владимиро-Суздальский музей начал собирать колокола по всей Владимирской области, и сейчас каж­дый час на старинной звоннице звучат колокольные концерты.
   За звонницей вытянулся ог­ромный братский корпус (его протяженность более 100 м), где располагались кельи монахов. На другой стороне монастыр­ского двора находится Успен­ская церковь, построенная около 1525 г. С храмом соединяется трапезная палата - двухэтажное здание, где наверху располагался трапезный зал, а внизу  хозяй­ственные службы и склады.
   В центре монастырского дво­ра стоит главный собор Преобра­жения Господня, построенный в XVI в. Еще до возведения основ­ного здания, в 1507-1511 гг. на этом месте появилась маленькая церковь над могилой первого настоятеля монастыря Евфимия, позже причисленного к лику свя­тых. Именно к этой церкви был пристроен большой храм, а первоначальная церковь стала Евфимиевским приделом собора с юго-восточной стороны.
   Долгое время после постройки храм оставался не расписанным и, судя по документам, выглядел очень необычно для того времени: на белых стенах висели многочи­сленные иконы в драгоценных окладах и шитые пелены, подарен­ные знатными богомольцами.
   В 1689 г. в храме начались рабо­ты по живописному оформлению интерьера, и вела их артель под руководством знаменитых масте­ров Гурия Никитина и Силы Сави­на, расписавших множество храмов в Ярославле, Костроме и других городах.
  В верхней части алтарной апси­ды живописцы создали большую фреску «О тебе радуется всякая тварь», прославляющую Богороди­цу,  подобные сюжеты почти всег­да помещались над алтарем.
   Настенную роспись можно раз­делить на четыре пояса. В нижнем представлены деяния апостолов, в трех верхних - фрески на темы зем­ной жизни Христа, поскольку именно ему посвящен собор. Вся живопись напоминает узорчатый ковер. Отдельные изображения не разделены рамками, а тесно сопри­касаются друг с другом, действие происходит на фоне разнообразных пейзажей, в обстановке богатых палат или в причудливых архитек­турных ландшафтах. Фрески сопро­вождаются подробными подписями. Но не только религиозные ком­позиции встречаются в живопис­ном убранстве храма. В нижних ярусах столбов находятся изобра­жения основателей царской дина­стии Романовых - царей Михаила Федоровича и Алексея Михай­ловича в нимбах, хотя они и не были тогда причислены к лику свя­тых. Здесь русские правители выс­тупают вместе с библейскими царя­ми Давидом и Соломоном, визан­тийскими императорами Констан­тином и Еленой, святыми князьями Борисом и Глебом, Всеволодом III. Как и в древних владимирских соборах, подобный ряд утверждал преемственность и авторитет кня­жеской власти, поддерживал свя­тость.
   Росписи в Евфимиевском при­деле посвящены житию первого настоятеля. Евфимий был монахом Нижегородского Печерского мона­стыря, откуда его вытребовал в середине XIV в. князь Борис Кон­стантинович для надзора за возве­дением Спасского монастыря в Суздале. Евфимий стал первым архимандритом монастыря, и здесь же его похоронили в 1404 г.
   Как и Покровский монастырь, Спасо-Евфимиев служил государ­ственной тюрьмой, которая была учреждена здесь по указу Екатери­ны II в 1766 г. В тюрьме содержа­лись «безумствующие колодни­ки» - душевнобольные и политиче­ские арестанты: еретики, сектан­ты, раскольники, простые мещане, чем-то не угодившие властям. За 150 лет существования тюрьмы (ее упразднили в 1905-1907 гг.) здесь побывало 350 заключенных.
   Арестанты содержались в спе­циальном тюремном корпусе, рас­положенном в западной части монастыря, за Преображенским собором. В тюремный комплекс входили также больничные кельи и Никольская церковь (все три зда­ния были огорожены высокой сте­ной).
   Сегодня монастырь принадлежит Владимиро-Суздальскому музею, работает с 10.00-18.00, (пн, последний, чт закр.). На территории монастыря размещены экспозиции: «Дмитрий Пожар­ский - национальный герой рус­ского народа», «Книжные сокро­вища шести столетий», «Память о плене» (посвящена лагерю, в кото­ром содержались в 1943-1946 гг. плененные под Сталинградом ге­нералы 6-й гитлеровской армии), «Музей наивного искусства Рос­сии», «Музей современного худо­жественного творчества народов России», «Узники монастырской тюрьмы». И самая, на мой взгляд, интересная и богатая экспозиция – Золотая кладовая, в которой можно увидеть старинные иконы, драгоценности, одежду и предметы быта древнего Суздаля!
   Путешествуя по Золотому кольцу на автомобиле, обязательно посетите Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале!

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить