Рейтинг@Mail.ru

Полезные ресурсы



Военно морской музейный комплекс "Балаклава"
Автор: Андрей   

А так вход выглядит из города  После атомной бомбардировки в августе 1945 г. японских городов Херосимы и Нагасаки Советское правительство, оценив масштабы разрушений и последствия ядерных взрывов, приняло комплексный план защиты от ядерного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны, в том числе  и решение о постройке в Балаклаве объекта, который мог бы защитить технику и людей в случае ядерного нападения. Проект Балаклавского подземного сооружения разработал Ленинградский проектный институт и в 1953 г. представил на подпись в правительство. Иосиф Сталин лично рассмотрел и завизировал проект строительства в Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по ремонту подводных лодок. Одновременно Балаклаве была организована военно-морская база и сформирована  дивизия подводных лодок Черноморского флота СССР.
  Строительство секретного объекта началось в декабре 1953 году. Велось военным горно-строительным отрядомВход в подземный канал ЧФ и отрядом метростроевцев, который был направлен в Балаклаву с Кавказа в 1955 г. В скальной толще западного утёса возникли рукотворные подземные дороги, шлюзные камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док, в который могла войти подводная лодка. Завод строился поэтапно. Строителям давали план строительства по частям. По окончанию строительства вся документация была изъята. Завод вырублен в скальном монолите, толщина внутренних бетонных стен составляет от 1 до 5 метров. Объект мог выдержать прямое попадание 100-килотонной ядерной бомбы. Это в 5 раз больше чем было сброшено на Хиросиму и Нагасаки. Вся инфраструктура подземного завода позволяла полностью изолировать подземные лодки и три тысячи человек персонала от внешнего мира с перекрытием подводных шлюзов. В сооружении имелся неприкосновенный запас продовольствия, воды, медикаментов. Система вентиляции имела воздушные фильтры грубой и тонкой очистки воздуха. Коридоры и помещения разделялись тяжелыми герметичными воротами и дверями, снабженными воздушными шлюзами. Люди могли находиться на этом объекте автономно до 30 суток. Весь подземный комплекс состоит из ремонтной части, где проводился ремонт, обслуживание и подготовка Сухой Доклодки к боевому походу, оружейного арсенала, где хранили и готовили вооружение для подводных лодок и наводных кораблей. В канале имелся сухой док длиной 102 м., шириной 10 м.и глубиной 8 м. Подземный завод имел станочный парк, участки по проверке электро- и гидрооборудования подводных лодок, складские и служебно-бытовые помещения, а так же пекарню, столовую, санчасть, узел связи и командный пункт. Арсенал имел хранилище обычных и боевых ядерных зарядов, сборочный цех. Строительство завода завершилось в 1961 г.
   Комбинированный подземный канал завода начинается в глубине бухты, изгибаясь дугой, пронизывает всю гору насквозь,  и выходит напротив входа в Балаклавскую бухту. Его размеры позволяли вводить под гору сразу несколько подводных лодок. Длина канала достигает 505 м. (приОдни их внутренних 10 тонных ворот общей длине туннеля до 600 метров), ширина от 6 до 22 м., глубина до 8,5 м. Снаружи оба выхода из канала были закамуфлированы специальными сетками и скальной породой, сейчас они хорошо видны.
    Как правило, лодки заходили на завод ночью, когда город спал. Численность персонала комплекса достигала, в лучшие годы сотни человек. Но со временем, несмотря на всю свою уникальность и мощь, подземный завод в Балаклаве начал терять свою стратегическую значимость. Это было связано с переходом Военно-морских сил СССР на подводные лодки других классов, которые были куда более сложными в обслуживании и главное большими в габаритах. Поэтому завод работал до 1993 года. Немалую роль в судьбе комплекса сыграл распад СССР. В марте 1995 года из балаклавской бухты была выведена последняя подводная лодка, а Военно-морская база подводных лодок перестала существовать. Брошенное и неохраняемое сооружение было разграблено охотниками за цветным металлом, было вынесено всё, что можно было унести.
     К счастью в  декабре 2002 г. правительством Украины было принято решение о создании Военно-морского музейного комплекса «Балаклава», а с 1 июня 2003 года ВММК «Балаклава» начал принимать посетителей. Сегодня, приехав в Крым на автомобиле, вы можете совершенно свободно посетить одну из жемчужин достопримечательностей Крыма – Балаклаву. Подняться к руинам башен и стен крепости Чембало, посетить музей ВМФ Украины (с 10 до 17 часов, вход 25 гр. Взр./ 10 гр. Дет.). Совершить морскую прогулку вдоль побережья и искупаться на прекрасных пляжах.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить