Рейтинг@Mail.ru

Полезные ресурсы



Поездка на Соловецкие острова из Нижнего Новгорода в 2010 году
Автор: Андрей   
Индекс материала
Поездка на Соловецкие острова из Нижнего Новгорода в 2010 году
Вологда-Рабочеостровск
Соловецкий Кремль, Ботанический Сад
Большой Заяцкий остров
Водопад Кивач, Вулкан Гирвас, Марциальные воды
Онежское озеро, Вытегра музей лодки Б-440
Ярославль, Нижний Новгород
Все страницы

Соловецкий монастырь    Поездка на Соловецкие острова на машине была спланирована и осуществлена всего за пару недель в июне 2010 года. Хотелось съездить, куда ни будь на автомобиле, открыть для себя что-то абсолютно новое, причем потратить при этом как можно меньше денег. Последние несколько лет подряд мы ездили на автомобиле в Крым, совмещая отдых у теплого Черного моря с экскурсиями по многочисленным достопримечательностям Крыма. В этот раз сын решительно заявил о своем нежелании ехать к Черному морю, а я не менее решительно предложил поехать к Белому морю, а точнее на Соловецкие острова.
    При изучении атласа автодорог неожиданно выяснилось, что до Соловецких островов от Нижнего Новгорода чуть меньше 1500 км. Это гораздо ближе, чем путешествие к Черноморскому побережью. Несколько смущала неизвестность качества автодорог, ведущих на север, поэтому был «прочесан» Интернет, на тему поездки на Соловки на автомобиле. Заодно узнали, что можно посмотреть по дороге в Карелии и городах Русского севера. Нужно отметить, что маршрут на Соловки на машине хорошо знаком Мурманчанам. Это часть их пути к Черному морю.
Белое море    Сборы были недолгими. Поскольку ночевать собирались в основном в палатке, закупили немного продуктов, подготовили палатку, спальники, газовую горелку. В ожидании большого количества гнуса затарились несколькими аэрозольными баллончиками от комаров. Не забыли ветровки, теплые вещи и ботинки.
    На протяжении всего этапа сборов я мониторил погоду на Соловках. Прогноз был не очень. Почти все время дождь, гроза. Лишь изредка разбавленные одним двумя солнечными днями. Причем в двухнедельном прогнозе всё это постоянно перемещалось туда-сюда. Наконец найдя в прогнозе три солнечных дня подряд, выехали из Нижнего на машине с расчетом подгадать с приездом и проживанием на Соловках в эти дни. Как я выяснил, уже на Соловках, погода там всегда очень изменчива и долгосрочный прогноз вещь довольно таки мифическая. Сразу скажу, с погодой нам повезло. Почти всегда  было солнечно, безветренно, а на море штиль.

Вологда    Маршрут движения подробно описан в разделе «Как проехать на Соловки». Здесь опишем лишь путевые впечатления. В силу разных причин выехали из Нижнего Новгорода поздно, около 9.00. Кроме того, нужно было завезти кошку к бабушке, поэтому ехали через Борский мост и Городец-Заволжье. Погода была пасмурная, временами начинался дождь. В Ивановской области вдоль дороги постоянно встречаются небольшие кафе. Кто в них питается непонятно, машин совсем немного. Ради интереса проехали через Шую, довольно старый, но небольшой городок. На выезде из него приличный кусок разбитого асфальта здорово сбивает темп движения. В целом дороги до Иваново очень неплохие, трафик низкий, гаишников не видели. Перед Иваново выглянуло солнце, ехать стало веселее. В город въехали в 15.35, указателей мало, очень много улиц перекрыто из-за ремонта, совсем немного поплутав, выехали из Иваново в 16.22. Стало ясно, что с ночевкой запланированной в Пудожи придется распрощаться, туда мы сегодня не доедем. По дороге на Ярославль опять начался сильный дождь. ВологдаЗдесь впервые встретились на дороге машины ДПС в Писцово и Кузнецовке. Недалеко от Ярославля в деревнях дома украшены красивой деревянной резьбой. Есть несколько красивых церквей. В Ярославле из-за подготовки ко дню города шел массовый ремонт дорог в центре. Пришлось ехать по объездной дороге. Потеряв сорок минут, в 18.35 выехали в направлении Вологды. После Ярославля дорога становится заметно хуже, асфальт испещрен трещинами, впрочем, ям нет. Изредка встречаются Гаишники, прячущиеся в кустах и за остановками. Около 20.00 остановились перекусить возле небольшого озерца, думали встать на ночевку. Однако невероятное количество комаров, заставило отказаться от этой идеи. Вообще за всю поездку самое большое количество комаров, слепней и мошек встречалось именно в Ивановской и Вологодской области. Даже днем, на солнце они сильно портили жизнь. В Карелии и на Соловках, про мазь от комаров мы почти не вспоминали. В 21.20 въехали в Вологду. Несмотря на «белую ночь», ехать дальше не имело никакого смысла. ВологдаРешили ночевать в гостинице. Опросом местного населения, нашли гостиницу Вологодской администрации, расположенную в 100 м. от центральной площади города (ул. Козленская, д.8. тел.8172-72-07-32). Двухместный номер со всеми удобствами, холодильником и телевизором плюс раскладушка обошелся в 2600 руб. Бросив вещи в номере, поставили машину на стоянку (80 руб) и  пошли прогуляться по городу. Было уже больше 10 вечера. Однако в центре города гуляло множество народа, в основном молодежи. Нужно сказать, что Вологда произвела на нас самое приятное впечатление. Здесь сохранилось очарование русского провинциального городка. Старые купеческие особняки приведены в порядок и очень органично вплетены в ансамбль современного города. Очень красивая, чистая и большая пешеходная зона привела нас к комплексу храмов 15-16 веков и небольшой набережной. Благодаря «белой ночи» удалось сделать несколько фотографий, причем без штатива. Жаль, что не удалось побывать здесь днем, когда открыты музеи.


Шлюз в ПовенцеСледующий день начался с подъема в 5.30. Завтрак, душ и «ковыряние в носу» заняли еще некоторое время и в 7.40 мы стартовали в направлении конечного пункта нашего путешествия – Соловецких островов. Зная, что дальше до Медвежьегорска заправок практически нет, залил полный бак на заправке «Shell», расположенной на выезде из Вологды. В отличие от предыдущего дня этот был солнечным, но не жарким. Дорога до Медвежьегорска довольно живописна. Очень долго после Вологды она идет вдоль громадного озера. Затем проходит, в основном, среди лесов, выходя изредка к Волгодонскому каналу, рекам и озерам. Состояние покрытия постоянно чередуется. ОтличныеДорога на Мурманск новые участки дороги соседствуют с посредственным и совсем «убитым» асфальтом. Есть и километра 2-3 грунтовой дороги, впрочем, вполне проходимой даже после дождя. Качество покрытия можно описать так – хорошо 50%, средне 25%,  плохо 25%. На плохих участках скорость падает до 30-40 км/ч, приходится постоянно лавировать среди довольно больших и «жестких» ям. Примерно около часа дня проехали Пудож, где первоначально планировали ночевать в гостинице. Вообще выяснилось, что гораздо более короткий, но населенный участок от Нижнего до Вологды преодолевается практически за то же время, что и более длинный, но без больших городов участок от Вологды до Кеми. В Повенце сделали небольшую остановку для осмотра шлюза и беломоро-балтийского канала. Наконец въезжаем в Медвежьегорск (местные почему-то называют его Медгор). Медгор когда то был "столицей" Беломоро-Балтийского канала, красивым и цветущим городом, впрочем все было построено заключенными. Ныне производит удручающее впечатление! Здесь выходим на Мурманскую трассу. Туркомплекс Дорога оставляет двойственное впечатление. Двух полосная дорога  с испещренным трещинами асфальтом, но без откровенных ям, проходит  вне населенных пунктов. Несмотря на то, что максимальная скорость не превышала 110 км/ч, средняя скорость движения от Медвежьегорска до Кеми составила 86.6 км/ч. Большим подспорьем является и большая длительность светового дня, благодаря «белым ночам». На практике темноты нет совсем. Пользуясь этим, многие туристы из Питера едут на Соловки не останавливаясь по ночам, планируя прибытие к утру. Примерно в 21.00 мы оказались перед шлагбаумом туркомплекса «Причал» в Рабочеостровске. А еще через 10 минутВолнолом машина стояла на стоянке, а мы заносили вещи в номер, имея на руках билеты на теплоход «Василий Косяков», который утром должен нас отвезти на Соловецкие острова. Трехместный номер с удобствами на блок обошелся в 2100 руб. В блоке три номера – одно, двух и трехместный. Есть номера и дороже, баня, кафе и.т.д. На стоянке были машины из Москвы, Питера, Самары. В гостинице встретили большую группу поляков, некоторые из них добрались сюда на мотоциклах! Администратор гостиницы, оформляя нам, билеты на теплоход, предупредила об ожидаемом большом наплыве гостей 12 июня и рекомендовала нам выехать с острова до этого дня (мы прибыли 8.06.2010). Бухта в Рабочеостровске, где расположен туркомплекс «Причал», довольно живописна. Сочетание синей морской воды с оранжевыми лучами низко висящего над горизонтом солнца просто находка для фотографов.
Гавань в Рабочеостровске    Краски Беломорских пейзажей требуют отдельного разговора. В отличие от, например, красок Крыма они неяркие, но какие то очень чистые и необыкновенно тонких оттенков. Очень плавные цветовые переходы и нежные оттенки неба и моря, требуют к себе бережного отношения при фотографировании.
    Замечу, что Белое море это полноценная часть океана, где ощущаются приливы и отливы. В среднем по всему бассейну Белого моря существует перепад вод равный 2 - 2,5 метра. В Белом море есть места, где средняя величина прилива может достигать 7,6 метра (Мезенский залив). К тому же штормовые нагоны могут достигать 3,6 м (тот же Мезенский залив), то есть бывают варианты с 10 (!) метровыми перепадами воды, а скорость  приливно-отливных течений, составляет около 5 км/ч.На верхней палубе не жарко! Поэтому если будете выбирать место ночевки на берегу Белого моря, помните про это, что бы не проснуться в воде
    Утром, оставив все ненужные вещи в багажнике автомобиля, собрали рюкзаки, залили термос чаем и прошли к причалу, где нас уже ждал «Василий Косяков». Пассажиров было немного, погрузка не заняла много времени. Утро было очень солнечным, на море полный штиль. Народ, игнорируя пассажирский салон, высыпал на верхнюю палубу. Впрочем, как только теплоход покинул акваторию Рабочеостровска, холодный морской ветер заставил большую часть пассажиров искать места в Белое Солнце Белого морясалоне. Мы изначально нашли себе места в салоне и, достав фотоаппарат, по очереди,  совершали вылазки на верхнюю палубу. Белое море впечатляет своей суровой красотой. Даже в солнечную погоду, оно резко отличается своими красками от южных морей. А во время сильного волнения, когда холодная вода поднимается на поверхность, над морем стоит белая пелена, выше которой сияет почти бесцветное солнце. Переход от Рабочеостровска до Тамариного причала на Большом Соловецком острове длится 2,5 часа. Этого времени вполне хватает, чтобы полюбоваться  морем и его обитателями. Корабль сопровождают чайки, очень часто встречаются стаи тюленей и белух (небольших китов). Правда корабль явно уклоняется от встреч с ними, боясь потревожить. Часто над морем возникают радуги, иногда по нескольку штук. На корабле есть туалет и небольшой буфет, где можно приобрести чай/кофе и пончики поЦентр гостеприимства баснословной цене. Но вот, наконец, появляются контуры Соловецкого монастыря в бухте Благополучия, и мы сходим на Тамарин причал. На берегу пассажиров теплохода всегда ждут несколько частных водителей, готовых отвезти Вас на своих УАЗах к местным достопримечательностям и провести, индивидуальные экскурсии по Соловкам. Но мы изначально планировали начать знакомство с Соловками с монастыря, поэтому направляемся по дорожке к стенам Кремля. Экскурсии проводятся Центром гостеприимства, расположенным в 50м от северо-западного угла Кремля. Это двухэтажное деревянное здание, точнее барак, построенный еще до войны, расположенное примерно в километре от причала. Здесь мы оставляем свои рюкзаки на хранение, покупаем билеты на обзорную экскурсию по монастырю и, в составе небольшой группы, начинаем осмотр.
   


МонастырьВ небольшом отступлении следует сказать о том, что начало экскурсии жестко привязано к прибытиюБашня монастыря теплохода, и она редко повторяется в течение дня. Вообще экскурсии на Соловках, в основном ориентированны на большие «организованные» группы туристов и к ним присоединяют, так называемых «примкнувших». Заранее поинтересуйтесь в центре гостеприимства о ближайших планируемых экскурсиях и забронируйте себе место (предоплата не требуется). К слову сказать, работники центра, в основном волонтеры, доброжелательны и гостеприимны. Местное же население не особо разговорчиво.
    Но вернемся в Соловецкий монастырь. Здесь я не буду затрагивать его историю, ограничусь лишь личными впечатлениями. Соловецкий  монастырь (в советские времена его именовали Соловецкий кремль), производит впечатление масштабом сооружения. Стены толщиной до 6 метров сложены из гигантских валунов, с промежутками заполненными кирпичом и глиняным раствором. В стенах запросто размещаются кельи и лестничные проходы. Потрясает объем проделанной строителями работы. На доставку одного такого валуна на телеге наверняка тратилось несколько часов, а весь Соловецкий монастырь построили всего за 12 лет! И это без всякой техники, да и работы здесь можно вести не более 5 месяцев в году. Поражают знания и умения зодчих 16 века. Без каких либо расчетов они строили здания и стены, устраивали подземные водоводы, каналы, возводили мельницы и шлюзы, руководствуясь исключительно своим опытом и наблюдательностью. Одна система отопления и вентиляции с использованием каналов в стенах и полах чего стоит. Сегодняшние реставраторы и строители не могут создать нормальный микроклимат в зданиях монастыря, а реставраторы годами «держат» сооружения в строительных лесах, а сдвигов почти никаких. Существование в советский период Соловецкой тюрьмы особого назначения привело к тому, что в храмах монастыря практически не уцелело их убранство, полностью исчезла роспись. Исключение составляет Благовещенская надвратная церковь. Она небольшая но с очень красивым внутренним убранством. Но как крепость Соловецкий кремль очень интересное место. Стены и башни с бронзовыми пушками, мельница, монастырская тюрьма, кельи, трапезная и келарская палаты монастыря, да и возрождающиеся храмы оставляют сильное впечатление. Находясь в трапезной, вы почувствуете запах свежего хлеба. В монастыре расположена пекарня, снабжающая поселок вкуснейшим «Соловецким» хлебом и «Сметанниками». После экскурсии обязательно купите их в поселковом магазине, не пожалеете.  Более чем трехчасовая экскурсия пролетает на одном дыхании. Хотя в Кремль можно пройти совершенно свободно, не рекомендую отказываться от услуг Святое озероэкскурсовода. Многие двери и переходы закрываются на замок, который экскурсовод открывает своими ключами.
    По окончании экскурсии мы некоторое время погуляли по поселку, возле Святого озера, выяснили местонахождение палаточного лагеря (400 м на север от центра гостеприимства), и вернулись в центр гостеприимства. Записались на экскурсию на гору Секирную, которая планировалась на утро следующего дня. Выяснив, что вещи можно оставить на хранение до 18.30 решили пройти пешком в Ботанический Сад Соловецких островов. Сад расположен на удалении около 4 км  от поселка, к нему ведет лесная дорога. Наверное, более правильным решением было бы воспользоваться прокатом велосипедов. Пешком дорога занимает около 40 минут. Ботанический сад – производит впечатление уголка южной природы, некоторой сказочности, нереальности. Вроде бы северный остров, а вокруг тюльпаны, кедровые аллеи, какие то южные растения. Одному Богу известно сколько труда было положено для его создания. С одной из горок, окружающих Сад открывается красивейший вид на Соловецкий монастырь.
    Забирая вещи из центра гостеприимства, мы узнали, что экскурсия на Гору Секирную не состоится по причине малочисленности группы. Вместо неё нам предложили присоединиться к экскурсии на Большой Заяцкий остров. Мы согласились и отправились в палаточный городок. В начале июня это не более чем громкое название. На опушке березовой рощи стояло всего две палатки, пара столов со скамейками, и на некотором удалении контейнеры под мусор и туалеты типа «сортир». Рядом есть два ручья, входящие в питьевую систему Соловков. Опушку пересекает дорога, ведущая к лодочной станции озерно-канальной системы Соловков, а за рощей расположено поле аэродрома. За два дня, которые мы были на острове, я не слышал и не видел ни одного летательного аппарата. Мусора нет, очень чисто и спокойно. Поставив палатку и поужинав, мы наслаждались видами Соловецкого Монастыря и  Белого моря в лучах низкого, но не собирающегося садится за горизонт солнца. Вечер был довольно теплым,  очень тихим, комары практически отсутствовали. Молодые ребята, из стоящей рядом палатки, пытались делать зарисовки пейзажей. Около 8 вечера  появилась тетенька из лесхоза, курирующая стоянку. Взяла с нас 130 руб. за ночь, сообщила, что в июле-августе здесь гораздо больше туристов и пошла руководить строительством беседки.
   


Часовня и катер в Бухте благополучия   Утро было менее приветливо, накрапывал небольшой дождик. Позавтракав, мы направились в Центр гостеприимства, оплатили экскурсию и погрузились на катер стоящий прямо в бухте Благополучия. Группа была довольно большой, человек 60, Примерно половина – поляки. Уже на катере два экскурсовода поделили её пополам. Ничем особо не примечательный 40 минутный морской переход на Большой Заяцкий остров закончился у причала, рядом с самой старойГавань и поварня на Заяцком острове искусственной гаванью России, построенной еще по указанию Петра I. Вообще Свято-Андреевская пустынь на  Заяцком острове тесно связана с именем Петра I. Здесь он, по преданию чудом спасся от шторма, здесь был освящен Андреевский флаг, ставший с тех пор символом военного флота России. По-прежнему моросил мелкий дождик, но народ был бодр и весел, внимательно слушал рассказ экскурсовода об истории и достопримечательностях Большого Заяцкого острова. А низкий, покрытый тундровой растительностью остров с одинокой часовней и древними лабиринтами выглядел как-то особенно строго и сурово. Рассказ экскурсовода об истории и вариантах назначения лабиринтов Большого Заяцкого острова, под накрапывающим дождиком был особенно актуален. И в самом деле - зачем древние люди уезжали, рискуя жизнями на край земли, выкладывали эти спирали и круги? Что ими двигало? Лично мне кажется наиболее правдоподобной версия ритуальных обходов или пробежек по дорожкам этих лабиринтов. Между прочим, есть очень известные гигантские рисунки племениЛабиринт Наска в южной Америке, выложенные примерно таким же способом, но очень больших размеров и совершенно другой формы. И то же есть версия, что они не более чем ритуальные дорожки лабиринтов, выложенные для каких то целей, известных только шаманам. В какой то момент дождик прекратился и выглянуло солнце. В момент изменения погоды от дождя к солнцу Белое море и остров были особенно красивы. Вода, небо, небольшая гавань, поварня и часовня на берегу заиграли новыми, чистыми красками. Зайцев, давших название острову, мы не увидели. Кстати интересно, что все звери, живущие на Соловецких островах, были либо завезены людьми, либо попадали сюда случайно, на оторванных от материка льдинах. Зато морской заяц (разновидность тюленя) видимо завидев туристов на берегу, решил подплыть поближе, на радость фотографам. Когда мы вернулись на Большой Соловецкий остров, там, как ни в чем не бывало светило солнце и небо было чистым.
Морской заяц    Конечно, хотелось задержаться на Соловках еще на пару дней, но мы планировали, на обратном пути, побывать в Кижах, может быть на Валааме, а по прогнозу погоды солнечная погода в Карелии должна была сменится дождями в течение двух-трех ближайших дней. Если бы знать заранее, что большая часть этих планов не состоится!
   Солнечная погода располагала к неспешному обеду и медленным сборам. В результате этой расслабленности на причал пришлось почти бежать. На обратном пути, в море, не было видно никакой живности. Народ, видимо утомленный экскурсиями, в основном дремал в салоне судна, на палубе было всего несколько человек. Прибыв в Рабочеостровск, мы не стали ночевать в гостинице. Решили воспользоваться преимуществами «белой ночи» и выехали в сторону Медвежьегорска-Петрозаводска. Нужно сказать, что мы были не одиноки в таком решении, примерно половина машин и микроавтобусов уехали со стоянки вместе с нами.
    Следующим пунктом нашей поездки на Соловки должен был стать водопад Кивач.


Шлагбаум Водопада Кивач     Собственно водопадКак я ни старался, но до него мы немного не дотянули, пришлось остановиться и вздремнуть, прямо в машине, на одной из заправок. Я уже писал, что дорога здесь идет вне населенных пунктов и вся придорожная инфраструктура – стоянки, кафе, туалеты сосредоточены на заправочных станциях. Кстати ночевали мы всего в 3-5 км от поселка Гирвас, где есть великолепное красивейшее место для ночевки в палатке. Но тогда мы этого не знали, а вернулись сюда всего несколько часов спустя. Проснувшись и проехав около 20 км по прекрасному шоссе, ведущему мимо Кондопоги на Петрозаводск, мы свернули (по указателю) к водопаду. Несмотря на раннее утро, на площадке у водопада было еще пару автомобилей. За стоянку и осмотр водопада и небольшого музея природы мы заплатили 140 руб. Водопад неожиданно мощный для равнинной реки, состоит из двух ступеней. Погуляв некоторое время рядом с ним, мы перекусили за пустыми столиками, неработающих (видимо было слишком рано) кафе. Плотина электростанцииРазговорились с женщиной, продающей сувениры, она подсказала нам о существовании жерла древнего вулкана в поселке Гирвас. Точной дороги она не знала, но сказала, что это очень красивое, необычное место. Мы решили вернуться в Гирвас (всего то около 20 км). Вернувшись к уже знакомой нам заправке, повернули рядом с ней налево и, через пару километров въехали в поселок. Выше и ниже совсем небольшого поселка расположены две довольно живописных плотины. На нижней из них расположена небольшая электростанция. Рядом с ней застывшая лава древнего вулкана образовала своеобразную чашу, обрамленную склонами, поросшими лесом. Есть здесь иГирвас небольшой водопад, а совсем рядом шумит водосброс гидроэлектростанции. Место действительно необычное, наполненное энергетикой и очень красивое. Мне не удалось на фотографиях передать атмосферу этого места. Перепад высот, и строгая красота камня на фотографиях не ощущаются. Радует, что сюда пока не добрались дикари с краской, которые любят «увековечить» свое пребывание на многих скалах Карелии надписью типа: «здесь был Вася»! В сосновом лесу, рядом с жерлом вулкана отличное место для стоянки с палаткой. Проехать сюда совсем просто. Въехав в поселок, едете прямо по дороге до развилки с магазином. Здесь поворачиваете направо и почти назад. Едете по дороге до гидроэлектростанции. Санаторий Марциальные водыПроехав по плотине, сразу за ней, сворачиваете на маленькую полянку в лесу. Дальше, по тропинке ведущей вниз вдоль реки, примерно через 150 м вы выйдете к чаше вулкана. Любителям рыбалки сообщим, что выше плотины можно поймать форель. Вдоволь насладившись видами вулкана, мы вернулись к магазину, купили вкусных и дешевых пирожков, покормили лошадь, просящую лакомство у магазина. Решили проехать прямо, к верхней плотине. У неё то же красивый, вырубленный в скалах, а может быть естественный водосброс. Но он явно уступает, по красоте, вулкану. Дорога, проходящая через эту плотину, это старая трасса на Петрозаводск. Она узкая, но вполне ухоженная и выходит прямо к источникам одного из самых старых курортов России – «Марциальные воды». Грех было не побывать «на водах», и примерно через 40 минут мы уже пили целебную воду из источников. Если набрать эту воду в бутылку, всего через пару часов,Источники минеральной воды железо окислится, и вода станет рыжей и непрозрачной. Несмотря на это жена все равно набрала три бутылки из разных источников, пила её на протяжении недели и говорит, что для желудка очень хорошо. Еще через час мы были в Петрозаводске. Отсюда мы хотели попасть на остров Кижи. Некоторое время ушло на поиски дороги на набережную к речному вокзалу. Подъехав  к нему, увидели заброшенное здание и причал судов на подводных крыльях. Подойдя к киоску, с надписью касса, я с изумлением увидел стоимость билетов в Кижи – 1990 руб с человека! Это был удар. Читая в Интернете описания о поездке в Кижи, я не обратил особого внимания на даты. В этих описаниях фигурировала стоимость 350 руб.! Заглянув в соседний киоск какой-то туристической компании, узнал, что какая то компания практически монополизировала перевозки на остров. Пользуясь этим, она постоянно поднимает стоимость билетов. Так в 2008 г билет стоил 350 руб, в 2009 - 1089 руб, а в 2010 - 1990 руб. Стоимость экскурсии по острову 120 руб. Прикинув, что посещение Кижей и ночевка в Петрозаводске выльются нам на троих в 10000 руб, я передумал туда ехать. За эти деньги можно 2-3 дня снимать гостиницу в Питере! Не я один изумлялся этой цене, для многих туристов это стало неожиданностью. (Вернувшись, домой, написал обращение по этому поводу на сайте президента, пока пришло лишь подтверждение о рассмотрении вопроса, посмотрим, чем кончится. Но 2000 руб за 40 км по воде это круто!) Побоявшись столкнуться с такой же ситуацией на Валааме, решил возвращаться домой в Нижний Новгород. Но другой дорогой, огибая Онежское озеро с запада.


 

Где то на Онежском озере   Маршрут проходил так – Петрозаводск-Деревянное-Педасельга-Шелтозеро-Вознесенье-Оштинский-Вытегра.Онега Несмотря на то, что в атласах эта дорога указана как дорога более высокого качества, чем с противоположной стороны озера, это не так. Примерно половину пути составляет грейдер, то есть грунтовая дорога из глины, песка и мелкого щебня. Она вполне проходима, но скорость падает, иногда, до 20-30 км/ч. Впрочем, иногда попадаются куски великолепного, совсем нового шоссе. Есть и ещё одна неприятность в Вознесенье, через устье реки Свирь нет моста. Паром ходит только днем, с интервалами около часа, в районе обеда есть двухчасовой перерыв. Стоимость переправы 170 руб, для легковой машины. Кстати здесь на дороге очень часто попадаются машины с Московскими номерами, очень много домов раскуплено под дачи.
   Не слишком хорошая дорога компенсируется прекрасными видами Онежского озера, и несколькими деревянными церквушками, не уступающими Кижам. В ряде мест дорога отделена от озера узкой полоскойШторм на Онеге соснового леса, можно выехать прямо на берег. Чем мы и воспользовались, расположившись на ночлег в живописном заливе. Вид Онежского озера здесь напоминает Рижское взморье. Волны, песок, сосны… Вечер был просто прекрасным. На озере было довольно много рыбаков, наверное рыбы много. Хотя по дороге ни разу не видели, чтобы кто нибудь её продавал. Утром на озере разыгрался небольшой шторм, а с неба лил нудный осенний дождь. С этого момента он сопровождал нас практически постоянно, Ночевка на озерепрерываясь лишь на несколько часов. Дорога (грейдер) постепенно размокала, езда становилась все более волнительной. Выезд на асфальт в Вытегре воспринялся как манна небесная. Заправок, кстати на этой дороге нет вообще!
     В Вытегре увидели рекламный щит приглашающий посетить музей подводной лодки Б-440. Неужели настоящая подводная лодка в Онежском озере? Завернули посмотреть. Каково же было мое удивление, когда на берегу залива мы смогли попасть на борт самой настоящей океанской дизельной подводной лодки. Лодки этой серии были рабочими лошадками холодной войны. Они несли службу практически во всех океанах и морях. Музей сделан с большим старанием, и умением. Для удобства экскурсантов прорублены двери в прочном корпусе и переборках, в тесных местах демонтирована часть оборудования (например, средний дизель). В бывших аккумуляторных ямах устроены музейные экспозиции. Везде можно ходить, в том числе можно подняться из центрального поста на мостик рубки, а так же на палубу лодки. Фото и видео съемка входит в стоимость экскурсии (180 руб на троих). Кстати поток экскурсантов нельзя назвать бурным, но, тем не менее, к музею постоянно подъезжают автомобили, а в лодке постоянно  Музей Б-440есть посетители.























   











  












   Для меня эта экскурсия была особенно интересна, когда-то я читал интереснейшую книгу Николая Черкашина – Российские подводники, одна из повестей в ней посвящена именно лодке этого проекта. За красивые обводы в НАТО эти лодки именовали индексом "Фокстрот". В музейноц экспозиции представлена так же уникальная коллекция керосиновых судовых навигационных огней. Есть карта-схема достопримечательностей Прионежья и др.


    Из Вытегры  выехали в Вологду, где ночевали в уже знакомой гостинице. А утром отправились в Ярославль, где посетили церковь Ильи Пророка – символ и гордость Ярославля. Расположена она в центре города, на Советской площади, въезд сюда запрещен, машину нужно оставить на одной из ближайших улиц. Она построена в 1650 году и является настоящей сокровищницей древнерусского искусства. Кованые решетки и двери, изразцовые порталы, иконостасы украшенные диковинной деревянной резьбой, стены и потолки, сплошь исписанные  фресками. Причем в этом храме росписи дошли до нас в своем первозданном виде, они никогда не переписывались и не разрушались. Храмов 16 века, дошедших до нас в таком состоянии единицы не только в России, но и в Европе. Я немного фотографировал, но без штатива это сложно. Церковь является музеем, поэтому за вход и фотосъемку берут плату. Я не религиозный человек, но мне очень интересны такие храмы, просто как произведение искусства. Ну, а если вы верующий человек и хорошо знаете библию, по сюжетам которой выполнены фрагменты росписи, то рассматривать их можно часами. От церкви мы прогулялись до Ярославского кремля, он впрочем, мало, чем отличается от Нижегородского. Разве, что стены оштукатурены и побелены, а в остальном очень похож. За вход в кремль берут деньги, непонятно за что? Внутри ничем не примечательные здания советского периода и колокольня. Далее мы прогулялись по высокой Волжской набережной и, вернувшись к автомобилю, отправились в Иваново.
    В Иваново нас застал сильнейший шквальный ветер и ливень. Увидев стремительно летящие по небу, как будто вырезанные ножницами треугольные темные облака, и дико раскачивающиеся вдоль дороги деревья, я предпочел зарулить на площадку перед каким-то супермаркетом, где не было деревьев и рекламных щитов. И вовремя.  Буквально через секунды с неба рухнула стена воды, сопровождаемая ураганным ветром. Шквал закончился минут через 10, город был залит водой, многие дороги завалены упавшими деревьями. Многие перекрестки мы преодолевали вброд, уповая на удачу. На одной из улиц перед нами висело на проводах сломанное под корень дерево. Я остановился, раздумывая, стоит ли под него подныривать, в этот момент оно упало. Дальше до самого Нижнего Новгорода мы постоянно ехали по следам этого урагана. В Шуе железнодорожный переезд остался без электричества, и дежурный регулировал движение через него руками, а улицы города были просто завалены деревьями. Парочка машин была разбита упавшими деревьями прямо на трассе, удар с ходу был очень сильным. Постоянно встречались деревья упавшие поперек дороги. Толстенные сосны были не вырваны с корнем, а  переломаны пополам, как спички! Вот таким неожиданным событие, завершилась наша поездка на Соловецкие острова.
    Конечно, жаль, что нам не удалось побывать на Секирной горе и острове Анзер на Соловках, не побывали мы в Кижах и на Валааме, хотелось бы посмотреть петроглифы на Онежском озере. Зато теперь есть опыт поездки на машине на Соловецкие острова и повод её повторить, уже по другому маршруту! Надеюся, что этот отзыв о поездке на Соловки на машине, будет полезен, при подготовке Вашего путешествия на Соловецкие острова.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить