Рейтинг@Mail.ru

Отзывы о Золотом кольце

Полезные ресурсы



Как устроен православный храм
Автор: Андрей   

   Путешествуя по Золотому кольцу на машине, неплохо бы иметь представление о том как устроена Православная церковь. Любой храм не просто архитектурный объект. Это слож­ный символический комплекс, каждая деталь которого имеет свое значение. Для верующего человека храм представляет собой модель мира, в котором земная и небесная сферы едины. Купол символизирует собой небо, покры­вающее землю - основание храма. На небе царит Бог, и потому в куполе обычно помещали изобра­жение Христа, господствующего во Вселенной. Согласно христианским предста­влениям, Христа окружают небесные силы, невидимые носи­тели божественной власти - херу­вимы, ангелы и архангелы. Под ними в простенках окон в барабане купола обычно можно увидеть изображения «видимых» предста­вителей этой власти - апостолов или пророков.
   Купол опирается на столбы и паруса («парусом» называют часть свода в виде вогнутого сфе­рического треугольника), на них изображались чаще всего еванге­листы (или их символы: Матфей - ангел, Марк - лев, Иоанн - орел, Лука - бык), поскольку именно Евангелие есть опора веры.

Основные части храма Если купол есть образ церкви небесной, то алтарная стена символизирует церковь земную. Поэтому в центре ее рисуют фигуру Богоматери - либо восседающей на троне, либо стоящей с воздетыми руками (такой тип изображения называют Орантой).
   Сюжеты на южной и северной стенах храма зависели от посвя­щения храма и обычно располага­лись в несколько ярусов. В цер­квях, посвященных Богородице, изображались сцены из жизни Марии или из связанных с ней богослужений, в храмах св. Нико­лая - сюжеты из его жития и т.д. На западной же стене, противопо­ложной алтарю, чаще всего поме­щались картины Страшного суда.
   Уникальная и отличительная особенность православной церк­ви - наличие иконостаса. Если в католических церквях алтарь открыт глазам верующих, то в пра­вославных он скрыт высокой стен­кой иконостаса, и увидеть происхо­дящее там можно лишь во время богослужения, когда открываются Царские врата. Алтарь, самое святое место храма, символизирует Царство небесное, область Божественного Бытия. Обычному человеку невозможно увидеть ни Господа, ни Божией Матери, ни сонма святых. Иконостас является их зримым образом. Прообразом иконо­стаса можно считать простую решетку древних базилик, которая ограждала места писцов и судей. Первоначально такие решетки были очень низкими, на них можно было облокотиться. В VI в. в Византии на алтарной решетке появляется первое изображение - крест. Позже на решетках стали устанавливать иконы, причем писа­ли их на вытянутой по горизонтали доске - темплоне, от которой про­изошло русское «тябло» (в право­славных церквях долгое время был распространен тябловый иконо­стас, состоящий из вытянутых досок). Первоначально на темплонах писали только деисус (греч. «моление») - изображение Богома­тери и Иоанна Предтечи, обращен­ных с молитвой к Христу, находя­щемуся в центре композиции. Постепенно происходит усложне­ние композиции, и к деисусу добав­ляется еще ряд святых, молящихся за род людской.
   Возникший в России в XIV— XV вв. многоярусный (так называ­емый «высокий») иконостас стал венцом развития исходной визан­тийской формы. В своем класси­ческом виде иконостас состоит из пяти ярусов, увенчанных крестом, и напоминает книгу, читать кото­рую надо сверху.
   Верхний ряд (или чин) предста­вляет первоначальную, ветхозавет­ную церковь от Адама до закона Моисея. Здесь помещают изобра­жения живших в тот период праот­цев со свитками в руках, поэтому ряд называют праотеческим. В центре его обычно изображают первое явление Бога человеку, «ветхозаветную Троицу» - явление Аврааму трех ангелов у Мамврийского дуба.
 Схема иконостаса  Второй ряд сверху именуют пророческим, поскольку здесь находятся иконы с изображением пророков, живших после Моисея. На свитках, которые держат про­роки, приведены тексты их пред­сказаний о Христе, а в центре этого ряда обычно помещают икону Зна­мения Богоматери - образное переложение пророчества Исайи: «...даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя Еммануил». Эта икона указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветами и слу­жит связующим звеном между верхними ярусами и нижними.
   Средний, третий ярус иконо­стаса обычно содержит иконы двунадесятых праздников - здесь помещены изображения 12 глав­ных праздников, отмечаемых пов­семестно православной церковью: это Рождество Христа и Рожде­ство Богородицы, Благовещение, Воскресение Христово, день Свя­той Троицы, Успение Богородицы и другие. Начинается цикл с Бла­говещения, которое располагается слева, и далее помещаются 11 икон, последняя из них - Воздви­жение Креста Господня.
   Следующий, второй снизу, ряд носит название деисуса. Центром деисуса является икона Христа, рядом - Богоматерь и Иоанн Пред­теча. За ними находятся изображе­ния святых и ангелов в молении за мир. Выбор святых ранее опреде­лялся богословскими и политичес­кими интересами - это могли быть русские митрополиты или святые патроны князей, местные святые или особо чтимые князья. Этот чин - важнейшая часть иконостаса, и даже если все остальные ярусы отсутствуют, деисус есть в любой православной церкви.
   Если четыре верхних яруса - канонические, нижний ряд в каж­дой церкви уникален. Он называ­ется местным, и здесь, по сторо­нам от Христа и Богоматери, помещаются иконы, особенно почитаемые в данной местности. Справа, второй от царских врат, всегда будет храмовая икона, изо­бражающая тот праздник или того святого, которому посвящен храм. По этой иконе всегда можно опре­делить, как называется храм. Местные иконы обычно наиболее почитаемы у прихожан.
   В центре иконостаса находятся Царские врата, которые открыва­ются во время богослужения. Обычно здесь помещают изобра­жение Благовещения и четырех евангелистов (реже - Иоанна Зла­тоуста и Василия Великого). Также в иконостасе есть боковые двери для входа в жертвенник и диаконник, на которых изображают архангелов или святых диаконов.
   Если вы дочитали эту статью до конца, то сможете с большим пониманием оценить внутреннее убранство и архитектуру храмов и церквей. Теперь ваша поездка по Золотому кольцу на машине станет еще интересней!

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Церковь сегодня

Как Вы думаете, церковь сегодня это:
 

Кто на сайте

Сейчас 40 гостей онлайн